Материалы отфильтрованы по дате: Вторник, 06 апреля 2021

По итогам анализа вопросов деятельности и развития садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ (далее СНТ), вынесенных на обсуждение в ходе проведенных тематических встреч с депутатами Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, депутатами Государственного Совета Республики Татарстан, представителями министерств и ведомств, анализа вопросов граждан, поступивших на «Горячую линию» можно выделить блоки задач для решения. Наибольший интерес вызывает необходимость гармонизации законодательного и нормативного регулирования в части СНТ и в особенности мер поддержки садоводческих товариществ, а также вопросов оформления индивидуальных земельных участков и земель, относящихся к общедолевой собственности, уточнения границ в ходе комплексного межевания, сокращения границ защитных зон препятствующих оформлению прав.

Среди мер поддержки требуется оперативное внесение изменений в Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с ремонтом внутренней инженерной инфраструктуры СНТ, вызванное изменениями в федеральных нормативных документах. Такая мера поддержки, получившая неофициальное название «софинансирование» по аналогии с самообложением снискала популярность и стимулирует членов СНТ активнее участвовать собственным финансами в улучшении инфраструктуры садов.

Остается открытым вопрос о порядке передачи внутренних электрических сетей СНТ. До тех пор, пока сети находятся в хозяйственном ведении сада, садоводы несут дополнительные расходы на их содержание, оплачивают технические и коммерческие потери и находятся в неравном положении по сравнению с жителями сел и городов. Передача осложнена особо стесненной планировкой и размещением сетей и возникающими в этой связи нарушениями нормативных документов, особенно охранных зон линий электропередач.

Следующий крупный блок вопросов касается порядка получения СНТ услуг региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. В обращениях говорится о необоснованных требованиях, излишней оплатой за ТКО сверх установленного постановлением Правительства Республики Татарстан норматива на одного члена садоводства, учитывая, что СНТ объединение граждан – физических лиц, оплачивающих услугу безусловно по месту постоянной регистрации тому же оператору. Садоводствам пытаются навязать «сверхнормативные» отходы и заключать дополнительные договора со сторонними подрядчиками кроме регионального оператора. Ничем не обоснованы требования региональных операторов о приобретении за счет садоводов контейнеров иного образца, взамен имеющихся и установленных в СНТ по программе поддержки садоводов в 2017 – 2019 гг. за бюджетные средства.

Много вопросов поступило от садоводов юго-востока Татарстана. СНТ заброшены, препятствия с оформлением земель в собственность, отсутствие инфраструктуры, массовое воровство с участков. Прослеживается незаинтересованность муниципальных районов в поддержки развития садов и огородов. Следует подчеркнуть, что в районах на востоке и юго-востоке Республики граждане выращивают овощи, ягоды и фрукты для заготовки на зимний период, в отличии от пригородных СНТ агломераций Казани и Набережных Челнов с Нижнекамском где также присутствует загородный отдых. В качестве примера можно привести садоводство в г.Джалиль Сармановского района, с численность более 1200 участков в шести массивах. По республиканской программе поддержки в садах начали восстанавливать скважины для полива, устанавливать водонапорные башни, выполняется ремонт подъездных дорог, сами садоводы стали участниками программы софинансирования. Результатом стало массовое оформление в собственность многих заброшенных участков, строительство домов, парников. В тоже время администрация Сармановского района настаивает, чтобы СНТ оплачивало аренду предоставленного помещения по ставкам для предпринимателей, ссылаясь на то что садоводство не имеет статуса социально ориентированной некоммерческой организации. Следует отметить что помещения для районных ассоциаций и отделений Союза садоводов Татарстана безвозмездно выделены в Казани, Тукаевском, Пестречинском районах, Елабуге, Зеленодольском районе.

Много вопросов касается внутренней организации и работы СНТ. Вступивший в действие с 01.01.2019 г. Федеральный Закон 217-ФЗ вызывал с самого начала много нареканий, в него уже внесено несколько поправок и готовится очередная. В тоже время муниципальные образования уклоняются от данного им права инициировать и проводить общие собрания в проблемных СНТ, особенно в тех где много жалоб на бездействие или нарушения со стороны председателей правления. Как результат в садах происходит постепенный развал управления, инфраструктура приходит в упадок, сады имеют задолженность по оплате за электроэнергию, о чем неоднократно сообщал Татэнергосбыт.

Положительным примером можно считать работу с садоводами Нижнекамского района, где у каждого СНТ есть своя страничка на официальном сайте администрации.

До настоящего времени нет точных данных о дислокации всех СНТ, в том числе являющихся и не являющихся юридическими лицами. Состояние инфраструктуры не оценивалось. Существуют массивы садов где оформлены в собственность 15 – 30 % участков и менее, нет понимания их дальнейшего развития, как и нет механизма ликвидации заброшенных садов или передачи давно неиспользуемых участков (более 20 лет) желающим заниматься садоводством.

Предлагается:

  1. Принять Закон Республики Татарстан «О мерах поддержки садоводческих и огороднических некоммерческих объединениях граждан в Республике Татарстан». Законы приняты в большинстве субъектов Российской Федерации. В Татарстане, осуществляющем меры поддержки СНТ за счет средств регионального бюджета такого Закона нет. Проект Закона внесен на рассмотрение депутатом Государственного Совета РТ Власовым В.А., просим ускорить его принятие.

  2. В рамках разрабатываемого Закона «О мерах поддержки садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан в Республике Татарстан», дополнить в статьи 15 – 17 Главы 3 Республиканского Закона от 28.07.2004 г. № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» правом поселения, муниципального района и городского округа осуществлять взаимодействие и оказывать поддержку садоводческим и огородническим некоммерческим объединениям граждан. Включать садоводческие объединения в программы развития и планы работ муниципальных образований.

  3. Признать Союз садоводов Татарстана социально ориентированной некоммерческой организацией с внесением в соответствующий реестр.

  4. Ускорить внесение изменений в Порядок предоставления субсидии на возмещение части затрат на ремонт внутренней инфраструктуры СНТ, утвержденный Постановлением Правительства РТ № 1185 от 20.12.2018 г. и расширить перечень видов работ в соответствии с Поручением от 16.05.2020 г. № ПР-113 Президента Республики Татарстан по результатом видеоконференции прошедшей 21.04.2020 года.

  5. Создать в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия сектор по работе с садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами.

  6. Воспользоваться продлением «дачной амнистии» до 1 марта 2026 года и провести приватизацию садоводческих участков, выделенных в своё время под садоводческие товарищества, используя имеющиеся документы у граждан. Такими документами могут быть: постановления, выданные муниципальными районами, списки граждан, которым муниципальное образование должно было выдать земельные участки, членские книжки, выданные СНТ, подтверждающие бывшее членство в товариществе, постановления и решения общих собраний, подтверждающие бывшее членство и другие документы, подтверждающие право на получение земельного участка. Приватизация данных земельных участков происходит не смотря на ликвидацию или наличие соответствующего юридического лица – садоводческого некоммерческого товарищества.

  7. Ответственность за приватизацию садоводческих и огороднических земельных участков возложить на руководителей муниципальных районов.

  8. В муниципальных районах сформировать списки «брошенных», не обрабатываемых и длительное время неоплачиваемых (5 и более лет) земельных участков в СНТ с доказательствами данного положения.

  9. Руководителям СНТ разработать трёхлетний план развития садоводческого товарищества, утвердить на общем собрании и представить в исполнительный комитет муниципального района.

Опубликовано в Новости